Телефоны 

Какие типы данных используются в языке паскаль. Порядковые типы данных в паскале. Перечисляемый тип данных

К порядковым типам относятся (см. рис.4.1) целые, логический, символьный, перечисляемый и тип-диапазон. К любому из них применима функция ORD(X), которая возвращает порядковый номер значения выражения X. Для целых типов функция ORD(X) возвращает само значение X, т.е. ORD(X) = X для X, принадлежащего любому шелому типу. Применение ORD(X) к логическому, символьному и перечисляемому типам дает положительное целое число в диапазоне от 0 до 1 (логический тип), от 0 до 155 (символьный), от 0 до 65535 (перечисляемый). Тип-диапазон сохраняет все свойства базового порядкового типа, поэтому результат применения к нему функции ORD(X) зависит от свойств этого типа.

К порядковым типам можно также применять функции:

PRED (X) - возвращает предыдущее значение порядкового типа (значение, которое соответствует порядковому номеру ORD(X)- 1), т.е.

ORD(PRED(X)) = ORD(X) - 1;

SUCC (X) - возвращает следующее значение порядкового типа, которое соответствует порядковому номеру ORD(X) +1, т.е.

ORD(SUCC(X)) = ORD(X) + 1.

Например, если в программе определена переменная

то функция PRED(C) вернет значение "4", а функция SUCC(C) - значение "6".

Если представить себе любой порядковый тип как упорядоченное множество значий, возрастающих слева направо и занимающих на числовой оси некоторый отрезок, то функция PRED(X) не определена для левого, a SUCC(X) - для правого конца этого отрезка.

Целые типы. Диапазон возможных значений целых типов зависит от их внутреннего представления, которое может занимать один, два или четыре байта. В табл. 4.1 приводится название целых типов, длина их внутреннего представления в байтах и диапазон возможных значений.

Таблица 4.1

При использовании процедур и функций с целочисленными параметрами следует руководствоваться «вложенностью» типов, т.е. везде, где может использоваться WORD, допускается использование BYTE (но не наоборот), в LONGINT «входит» INTEGER, который, в свою очередь, включает в себя SHORTINT.

Перечень процедур и функций, применимых к целочисленным типам, приведен в табл.4.2. Буквами b, s, w, i, l обозначены выражения соответственно типа BYTE, SHORTINT, WORD, INTEGER и LONGINT, x - выражение любого из этих типов; буквы vb, vs, vw, vi, vl, vx обозначают переменные соответствующих типов. В квадратных скобках указывается необязательный параметр.

Таблица 4.2

Стандартные процедуры и функции, применимые к целым типам
Обращение Тип результата Действие
abs (x) x Возвращает модуль х
chr(b) Char Возвращает символ по его коду
dec (vx[, i]) - Уменьшает значение vx на i, а при отсутствии i -на 1
inc(vx[, i]) - Увеличивает значение vx на i, а при отсутствии i - на 1
Hi(i) Byte Возвращает старший байт аргумента
Hi(w) To же То же
Lo(i) " Возвращает младший байт аргумента
Lo (w) " То же
odd(l) Boolean Возвращает True, если аргумент - нечетное число
Random (w) Как у параметра Возвращает псевдослучайное число, равномерно распределенное в диапазоне 0...(w-l)
sgr (x) X Возвращает квадрат аргумента
swap (i) Integer Меняет местами байты в слове
swap (w) Word

При действиях с целыми числами тип результата будет соответствовать типу операндов, а если операнды относятся к различным целым типам, - типу того операнда, который имеет максимальную мощность (максимальный диапазон значений). Возможное переполнение результата никак не контролируется, что может привести к недоразумениям, например:

а:= 32767; {Максимально возможное значение типа INTEGER}

х:= а + 2; {Переполнение при вычислении этого выражения!}

у:= LongInt(а)+2; {Переполнения нет после приведения переменной к более мощному типу}

WriteLn(x:10:0, у:10:0)

В результате прогона программы получим

Логический тип . Значениями логического типа может быть одна из предварительно объявленных констант FALSE (ложь) или TRUE (истина). Для них справедливы правила:

False < True;

succ(False)= True;

pred(True) = False.

Поскольку логический тип относится к порядковым типам, его можно использовать в операторе счетного типа, например:

for 1:= False to True do ....

Символьный тип. Значением символьного типа является множество всех символов ПК. Каждому символу приписывается целое число в диапазоне 0...255. Это число служит кодом внутреннего представления символа, его возвращает функция ORD.

Для кодировки используется код ASCII (American Standard Code for Information Interchange - американский стандартный код для обмена информацией). Это 7-битный код, т.е. с его помощью можно закодировать лишь 128 символов в диапазоне от 0 до 127. В то же время в 8-битном байте, отведенном для хранения символа в Турбо Паскале, можно закодировать в два раза больше символов в диапазоне от 0 до 255. Первая половина символов ПК с кодами 0...127 соответствует стандарту ASCII (табл. 4.3). Вторая половина символов с кодами 128...255 не ограничена жесткими рамками стандарта и может меняться на ПК разных типов (в прил.2 приведены некоторые распространенные варианты кодировки этих символов).

Таблица 4.3

Кодировка символов в соответствии со стандартом ASCII
Код Символ Код Символ Код Символ Код Символ
NUL BL ® "
ЗОН ! A a
STX " В b
ЕТХ # С с
EOT $ D d
ENQ % E e
АСК & F f
BEL " G g
BS ( H h
НТ ) I i
LF * J j
VT + k k
FF , L i
CR - M m
SO . N n
SI / О
DEL p P
DC1 Q q
DC2 R r
DC3 S s
DC4 T t
NAK U u
SYN V V
ETB w w
CAN X X
EM У У
SUB : z z
ESC / [ {
FS < \ l
GS = ] }
RS > ^ ~
US ? - n

Символы с кодами 0...31 относятся к служебным кодам. Если эти коды используются в символьном тексте программы, они считаются пробелами. При использовании их в операциях ввода-вывода они могут иметь следующее самостоятельное значение:

Символ Код Значение
BEL Звонок; вывод на экран этого символа сопровождается звуковым сигналом
НТ Горизонтальная табуляция; при выводе на экран смещает курсор в позицию, кратную 8, плюс 1 (9, 17, 25 и т.д.)
LF Перевод строки; при выводе его на экран все последующие символы будут выводиться, начиная с той же позиции, но на следующей строке
VT Вертикальная табуляция; при выводе на экран заменяется специальным знаком
FF Прогон страницы; при выводе на принтер формирует страницу, при выводе на экран заменяется специальным знаком
CR Возврат каретки; вводится нажатием на клавишу Enter (при вводе с помощью READ или READLN означает команду «Ввод» и в буфер ввода не помещается; при выводе означает команду «Продолжить вывод с начала текущей строки»)
SUB Конец файла; вводится с клавиатуры нажатием Ctrl-Z; при выводе заменяется специальным знаком
SSC Конец работы; вводится с клавиатуры нажатием на клавишу ESC; при выводе заменяется специальным знаком

К типу CHAR применимы операции отношения, а также встроенные функции: СНR(В) - функция типа CHAR; преобразует выражение В типа BYTE в символ и возвращает его своим значением;

UPCASE(CH) - функция типа CHAR; возвращает прописную букву, если СН -строчная латинская буква, в противном случае возвращает сам символ СН, например:

cl:= UpCase("s") ;

c2:= UpCase ("Ф") ;

WriteLn(cl," ",c2)

Так как функция UPCASE не обрабатывает кириллицу, в результате прогона этой

программы на экран будет выдано

Перечисляемый тип . Перечисляемый тип задается перечислением тех значений, которые он может получать. Каждое значение именуется некоторым идентификатором и располагается в списке, обрамленном круглыми скобками, например:

colors =(red, white, blue);

Применение перечисляемых типов делает программы нагляднее. Если, например, в программе используются данные, связанные с месяцами года, то такой фрагмент программы:

ТипМесяц=(янв,фев,мар,апр,май,июн,июл,авг,сен,окт,ноя,дек);

месяц: ТипМесяц;

if месяц = авг then WriteLn("Хорошо бы поехать к морю!");

был бы, согласитесь, очень наглядным. Увы! В Турбо Паскале нельзя использовать кириллицу в идентификаторах, поэтому мы вынуждены писать так:

TypeMonth=(jan,feb,mar,may,jun,jul,aug,sep,oct,nov,dec);

month: TypeMonth;

if month = aug then WriteLn("Хорошо бы поехать к морю!");

Соответствие между значениями перечисляемого типа и порядковыми номерами этих значений устанавливается порядком перечисления: первое значение в списке получает порядковый номер 0, второе - 1 и т.д. Максимальная мощность перечисляемого типа составляет 65536 значений, поэтому фактически перечисляемый тип задает некоторое подмножество целого типа WORD и может рассматриваться как компактное объявление сразу группы целочисленных констант со значениями О, 1 и т.д.

Использование перечисляемых типов повышает надежность программ благодаря возможности контроля тех значений, которые получают соответствующие переменные. Пусть, например, заданы такие перечисляемые типы:

colors = (black, red, white);

ordenal= (one, two, three);

days = (monday, tuesday, Wednesday);

С точки зрения мощности и внутреннего представления все три типа эквивалентны:

ord(black)=0, ..., ord(white)=2,

ord(one)=0, ...ord(three)=2,

ord(monday)=0, ...ord(Wednesday)=2.

Однако, если определены переменные

col:colors; num:ordenal;

то допустимы операторы

num:= succ(two);

day:= pred(tuesday);

но недопустимы

Как уже упоминалось, между значениями перечисляемого типа и множеством целых чисел существует однозначное соответствие, задаваемое функцией ORD(X). В Турбо Паскале допускается и обратное преобразование: любое выражение типа WORD можно преобразовать в значение перечисляемого типа, если только значение целочисленного выражения не превышает мощное1™ перечисляемого типа. Такое преобразование достигается применением автоматически объявляемой функции с именем перечисляемого типа (см. п. 4.4). Например, для рассмотренного выше объявления типов эквивалентны следующие присваивания:

col:= colors(0);

Разумеется, присваивание

будет недопустимым.

Переменные любого перечисляемого типа можно объявлять без предварительного описания этого типа, например:

col: (black, white, green);

Тип-диапазон. Тип-диапазон есть подмножество своего базового типа, в качестве которого может выступать любой порядковый тип, кроме типа-диапазона. Тип-диапазон задается границами своих значений внутри базового типа:

<мин.знач.>..<макс.знач.>

Здесь <мин.знач. > - минимальное значение типа-диапазона;

<макс.знач.> - максимальное его значение.

Например:

digit = "0".."9";

Тип-диапазон необязательно описывать в разделе TYPE, а можно указывать непосредственно при объявлении переменной, например:

Ichr: "A".."Z";.

При определении типа-диапазона нужно руководствоваться следующими правилами:

  • два символа «..» рассматриваются как один символ, поэтому между ними недопустимы пробелы;
  • левая граница диапазона не должна превышать его правую границу. Тип-диапазон наследует все свойства своего базового типа, но с ограничениями, связанными с его меньшей мощностью. В частности, если определена переменная

days = (mo,tu,we,th,fr,sa,su);

WeekEnd = sa .. su;

то ORD(W) вернет значение 5 , в то время как PRED(W) приведет к ошибке.

В стандартную библиотеку Турбо Паскаля включены две функции, поддерживающие работу с типами-диапазонами:

НIGН(Х) - возвращает максимальное значение типа-диапазона, к которому принадлежит переменная X;

LOW(X) -возвращает минимальное значение типа-диапазона.

Следующая короткая программа выведет на экран строку

WriteLn(Low(k),"..",High(k))

Множество целых чисел бесконечно, но мы всегда можем подобрать такое число бит, чтобы представить любое целое число, возникающее при решении конкретной задачи. Множество действительных чисел не только бесконечно, но еще и непрерывно, поэтому, сколько бы мы не взяли бит, мы неизбежно столкнемся с числами, которые не имеют точного представления. Числа с плавающей запятой - один из возможных способов предсталения действительных чисел, который является компромиссом между точностью и диапазоном принимаемых значений.

Число с плавающей запятой состоит из набора отдельных разрядов, условно разделенных на знак, экспоненту порядок и мантиссу. Порядок и мантисса - целые числа, которые вместе со знаком дают представление числа с плавающей запятой в следующем виде:

Математически это записывается так:

(-1) s × M × B E , где s - знак, B-основание, E - порядок, а M - мантисса.

Основание определяет систему счисления разрядов. Математически доказано, что числа с плавающей запятой с базой B=2 (двоичное представление) наиболее устойчивы к ошибкам округления, поэтому на практике встречаются только базы 2 и, реже, 10. Для дальнейшего изложения будем всегда полагать B=2, и формула числа с плавающей запятой будет иметь вид:

(-1) s × M × 2 E

Что такое мантисса и порядок? Мантисса – это целое число фиксированной длины, которое представляет старшие разряды действительного числа. Допустим наша мантисса состоит из трех бит (|M|=3). Возьмем, например, число «5», которое в двоичной системе будет равно 101 2 . Старший бит соответствует 2 2 =4, средний (который у нас равен нулю) 2 1 =2, а младший 2 0 =1. Порядок – это степень базы (двойки) старшего разряда. В нашем случае E=2. Такие числа удобно записывать в так называемом «научном» стандартном виде, например «1.01e+2». Сразу видно, что мантисса состоит из трех знаков, а порядок равен двум.

Допустим мы хотим получить дробное число, используя те же 3 бита мантиссы. Мы можем это сделать, если возьмем, скажем, E=1. Тогда наше число будет равно

1.01e+1 = 1×2 1 +0×2 0 +1×2 -1 =2+0,5=2,5

Очевидно, что таким образом одно и то же число можно представить по-разному. Рассмотрим пример с длиной мантиссы |M|=4. Число «2» можно представить в следующем виде:

2 = 10 (в двоичной системе) = 1.000e+1 = 0.100e+2 = 0.010e+3.

Поэтому уже в самых первых машинах числа представляли в так называемом нормализованном виде , когда первый бит мантиссы всегда подразумевался равным единице.

Это экономит один бит (так как неявную единицу не нужно хранить в памяти) и обеспечивает уникальность представления числа. В нашем примере «2» имеет единственное представление («1.000e+1»), а мантисса хранится в памяти как «000», т.к. старшая единица подразумевается неявно. Но в нормализованном представлении чисел возникает новая проблема - в такой форме невозможно представить ноль.

  • Анализ данных с помощью команд Подбор параметра и Поиск решения
  • Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования.
  • Анализ исходных данных. Технические нормативы городской дороги.
  • АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ДОСТАТОЧНОСТИ ИЛИ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИК ВОДОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ НУЖД СИСТЕМЫ ПОЛИВА.
  • Аппаратура линии связи: аппаратура передачи данных, оконечное оборудование, промежуточная аппаратура.

  • Основы программирования
    Каждый профессионал когда-то был чайником. Наверняка вам знакомо состояние, когда “не знаешь как начать думать, чтобы до такого додуматься”. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда вы просто не знаете, с чего начать. Эта книга ориентирована как раз на таких людей, кто хотел бы стать программистом, но совершенно не знает, как начать этот путь. ...

    Почти все целочисленные типы данных относятся к . Эти типы данных представляют целые числа в определённом диапазоне. Конкретные наименования целочисленных типов и диапазоны значений зависят от конкретного языка программирования, от компилятора и от режима компиляции. Подробнее об этом надо узнавать в документации на компилятор.

    Например, тип данных Integer в Delphi имеет диапазон -2147483648…2147483647, в то время как в Turbo Pascal тип данных Integer представляет числа в диапазоне -35768…32767. В Free Pascal диапазон значений типа Integer определяется выбранным режимом.

    Так как Lazarus использует компилятор Free Pascal, то всё сказанное о типах данных по отношению к Free Pascal справедливо и для Lazarus.

    Итак, целочисленные типы данных Free Pascal перечислены в таблице 13.1.

    Таблица 13.1. Целочисленные типы данных Free Pascal (Lazarus).

    Тип Размер, байт Диапазон значений
    Byte 1 0…255
    Shortint 1 -128…127
    Smallint 2 -35768…32767
    Word 2 0…65535
    Integer 2 или 4 Зависит от режима компиляции
    Cardinal 4 0…4294967295
    Longint 4 -2147483648…2147483647
    Longword 4 0...4294967295
    Int64 8 -9223372036854775808...9223372036854775807
    QWord 8 0...18446744073709551615

    ПРИМЕЧАНИЕ
    В Free Pascal типы Int64 и QWord не являются ! Это означает, что вы не можете использовать их, например, для индексных переменных в циклах. Однако я привёл их здесь, чтобы отдельно не описывать в будущем и собрать в одном месте все целочисленные типы Free Pascal. Если какие-то слова вам не понятны - не пугайтесь. В своё время я обо всём расскажу подробнее.

    А теперь несколько пояснений к таблице.

    В колонке ТИП приведены идентификаторы типов данных (ключевые слова, которые указывают компилятору, к какому типу относятся те или иные данные). Как использовать эти идентификаторы, вы узнаете в следующих уроках.

    В колонке РАЗМЕР указан размер, который занимает тип данных в памяти компьютера. Например, целое положительное число можно представить разными типами: Byte , Word , Cardinal и др. Однако число типа Cardinal будет занимать в памяти 4 байта, в то время как число типа Byte – всего лишь 1 байт. Поэтому, если вы точно знаете, что число, с которым вы работаете, никогда не примет значение больше 255, то лучше определять его как тип Byte , так как это позволит сэкономить место в памяти компьютера. Хотя здесь не всё так однозначно (нюансы распределения памяти и других ресурсов компьютера выходят за рамки ).

    В колонке ДИАПАЗОН указан диапазон значений, которым оперирует тип данных. Например, число типа Byte может принимать значения от 0 до 255.

    А теперь практика. Напишем программу, которая выводит на экран диапазоны значений всех целочисленных типов данных. Исходный код этой программы приведён ниже:

    Листинг 13.1. Программа вывода на экран диапазонов целых чисел. program td; {$mode objfpc}{$H+} uses {$IFDEF UNIX}{$IFDEF UseCThreads} cthreads, {$ENDIF}{$ENDIF} Classes { you can add units after this }; begin Writeln("Byte: ", Low(Byte), "..", High(Byte)); Writeln("Shortint: ", Low(Shortint), "..", High(Shortint)); Writeln("Smallint: ", Low(Smallint), "..", High(Smallint)); Writeln("Word: ", Low(Word), "..", High(Word)); Writeln("Integer: ", Low(Integer), "..", High(Integer)); Writeln("Cardinal: ", Low(Cardinal), "..", High(Cardinal)); Writeln("Longint: ", Low(Longint), "..", High(Longint)); Writeln("Longword: ", Low(Longword), "..", High(Longword)); Writeln("Int64: ", Low(Int64), "..", High(Int64)); Writeln("QWord: ", Low(QWord), "..", High(QWord)); Readln; end.

    Стандартная функция Low определяет минимальное значение типа данных. Фунцкия High определяет максимальное значение. С функциями WriteLn и ReadLn вы уже немного знакомы. Более подробно о подпрограммах (процедурах и функциях) мы будем говорить в соответствующем разделе .

    Напоследок скажу, как записываются целочисленные данные в программе. Да также как и везде - просто пишите число, без кавычек и каких-либо дополнительных символов. Например, так

    10
    178
    35278

    Правда, это относится к числам в десятичной системе счисления. Наверняка вы уже знаете, что есть и другие системы. Наиболее широко распространены двоичная, десятичная и шестнадцатеричная системы счисления .

    Free Pascal поддерживает четыре формата записи целого числа:

    1. Десятичная запись . Просто число, например 10.
    2. Шестнадцатеричная запись . Число с префиксом $. Например, шестнадцатеричное число $10 равно десятичному 16.
    3. Восьмеричная запись . Число с префиксом &. Например, восьмеричное число &10 равно десятичному 8.
    4. Двоичная запись . Число с префиксом %. Например, двоичное число %10 равно десятичному 2.

    Домашнее задание:

    Создайте программу, которая выводит на экран диапазоны значений целых чисел (листинг 13.1). Откомпилируйте программу и запустите её. Убедитесь, что эти значения соответствуют указанным в таблице 13.1.

    В исходном коде программы найдите строку, которая задаёт режим компиляции:

    {$mode objfpc}{$H+}

    В этой строке вместо слова objfpc напишите слово tp . То есть итоговая строка должна выглядеть так:

    {$mode tp}{$H+}

    Запустите программу. Посмотрите диапазон значений типа Integer . Сделайте выводы.

    Учитесь думать как программист, то есть логически. Никто вам до пенсии не будет всё разжёвывать, как это делаю сейчас я. Надо привыкать думать самостоятельно. Иначе вы скатитесь к “обезьяньему принципу обучения”, и тогда ваши шансы стать классным программистом приблизятся к нулю. Чтобы помочь вам не скатиться на уровень “зубрёжки”, я буду периодически оставлять пробелы в вашем обучении, чтобы вы постарались сами додуматься до каких-то вещей.

    Намного лучше, если вы сами додумаетесь до неправильного решения , сами найдёте ошибку и сами её исправите, чем будете всегда использовать чужие правильные решения и тупо их копировать.

    Федеральное агентство по образованию

    Реферат

    «ТИПЫ ДАННЫХ В ПАСКАЛЕ»

    1. Типы данных

    Любые данные, т.е. константы, переменные, свойства, значения функций или выражения характеризуются своими типами. Тип определяет множество допустимых значений, которые может иметь тот или иной объект, а также множество допустимых операций, которые применимы к нему. Кроме того, тип определяет также и формат внутреннего представления данных в памяти ПК.

    Вообще язык Object Pascal характеризуется разветвленной структурой типов данных (рис. 1.1). В языке предусмотрен механизм создания новых типов, благодаря чему общее количество используемых в программе типов может быть сколь угодно большим.

    Обрабатываемые в программе данные подразделяются на переменные, константы и литералы:

    Константы представляют собой данные, значения которых установлены в разделе объявления констант и не изменяются в процессе выполнения программы.

    Переменные объявляются в разделе объявления переменных, но в отличие от констант получают свои значения уже в процессе выполнения программы, причем допускается изменение этих значений. К константам и переменным можно обращаться по именам.

    Литерал не имеет идентификатора и представляется в тексте программы непосредственно значением.

    Тип определяет множество значений, которые могут принимать элементы данных, и совокупность допустимых над ними операций.

    В этой и четырех последующих главах приводится подробное описание всех типов.

    1.1 Простые типы

    К простым типам относятся порядковые, вещественные типы и тип дата-время.

    Порядковые типы отличаются тем, что каждый из них имеет конечное количество возможных значений. Эти значения можно определенным образом упорядочить (отсюда - название типов) и, следовательно, с каждым из них можно сопоставить некоторое целое число - порядковый номер значения.

    Вещественные типы , строго говоря, тоже имеют конечное число значений, которое определяется форматом внутреннего представления вещественного числа. Однако количество возможных значений вещественных типов настолько велико, что сопоставить с каждым из них целое число (его номер) не представляется возможным.

    Тип дата-время предназначен для хранения даты и времени. Фактически для этих целей он использует вещественный формат.

    1.1.1 Порядковые типы

    К порядковым типам относятся (см. рис. 1.1) целые, логические, символьный, перечисляемый и тип-диапазон. К любому из них применима функция Ord(x), которая возвращает порядковый номер значения выражения X.


    Рис. 1.1 - Структура типов данных

    Для целых типов функция ord(x) возвращает само значение х, т. е. Ord(X) = х для х, принадлежащего любому целому типу. Применение Ord(x) к логическому , символьному и перечисляемому типам дает положительное целое число в диапазоне от 0 до 1 (логический тип ), от 0 до 255 (символьный ), от 0 до 65535 (перечисляемый ). Тип-диапазон сохраняет все свойства базового порядкового типа, поэтому результат применения к нему функции ord(х) зависит от свойств этого типа.

    К порядковым типам можно также применять функции:

    pred(x) - возвращает предыдущее значение порядкового типа (значение, которое соответствует порядковому номеру ord (х) -1, т. е. оrd(рred(х)) = оrd(х) - 1;

    succ (х) - возвращает следующее значение порядкового типа, которое соответствует порядковому номеру ord (х) +1, т. е. оrd(Succ(х)) = оrd(х) + 1.

    Например, если в программе определена переменная

    то функция PRED(с) вернет символ "4", а функция SUCC(с) - символ "6".

    Если представить себе любой порядковый тип как упорядоченное множество значений, возрастающих слева направо и занимающих на числовой оси некоторый отрезок, то функция pred(x) не определена для левого, a succ (х) - для правого конца этого отрезка.

    Целые типы . Диапазон возможных значений целых типов зависит от их внутреннего представления, которое может занимать один, два, четыре или восемь байтов. В табл. 1.1 приводятся названия целых типов, длина их внутреннего представления в байтах и диапазон возможных значений.

    Таблица 1.1 - Целые типы

    Название Длина, байт Диапазон значений
    Cardinal 4 0. .. 2 147 483 647
    Byte 1 0...255
    Shortint 1 -128...+127
    Smallint 2 -32 768...+32 767
    Word 2 0...65 535
    Integer 4
    Longint 4 -2 147 483 648...+2 147 483 647
    Int64 8 -9*1018...+9*1018
    LongWord 4 0. . .4 294 967 295

    Типы LongWord и Int64 впервые введены в версии 4, а типы Smallint и Cardinal отсутствуют в Delphi 1. Тип integer для этой версии занимает 2 байта и имеет диапазон значений от -32768 до +32767, т. е. совпадает с Smallint .

    При использовании процедур и функций с целочисленными параметрами следует руководствоваться “вложенностью” типов, т.е. везде, где может использоваться word , допускается использование Byte (но не наоборот), в Longint “входит” Smallint , который, в свою очередь, включает в себя Shortint .

    Перечень процедур и функций, применимых к целочисленным типам, приведен в табл. 1.2. Буквами b, s, w, i, l обозначены выражения соответственно типа Byte , Shortint, Word, Integer и Longint ,

    х - выражение любого из этих типов; буквы vb, vs, vw, vi, vl, vx обозначают переменные соответствующих типов. В квадратных скобках указывается необязательный параметр.

    Таблица 1.2 - Стандартные процедуры и функции, применимые к целым типам

    Обращение Тип результата Действие
    abs (x) x Возвращает модуль x
    chr(b) Char Возвращает символ по его коду
    dec (vx [, i]) - Уменьшает значение vx на i, а при отсутствии i - на 1
    inc(vx[,i]) - Увеличивает значение vx на i, а при отсутствии i -на 1
    Hi(w) Byte Возвращает старший бант аргумента
    Hi(I) То же Возвращает третий по счету байт
    Lo(i) Возвращает младший байт аргумента
    Lo(w) То же
    odd(l) Boolean Возвращает True, если аргумент-нечетное число
    Random(w) Как у параметра Возвращает псевдослучайное число, равномерно распределенное в диапазоне 0...(w-l)
    sqr(x) X Возвращает квадрат аргумента
    swap(i) Integer Меняет местами байты в слове
    swap (w) Word Тоже

    При действиях с целыми числами тип результата будет соответствовать типу операндов, а если операнды относятся к различным целым типам - общему типу, который включает в себя оба операнда. Например, при действиях с shortint и word общим будет тип integer . В стандартной настройке компилятор Delphi не вырабатывает код, осуществляющий контроль за возможной проверкой выхода значения из допустимого диапазона, что может привести к недоразумениям.

    Логические типы . К логическим относятся типы Boolean, ByteBool, Bool, wordBool и LongBool . В стандартном Паскале определен только тип Boolean , остальные логические типы введены в Object Pascal для совместимости с Windows: типы Boolean и ByteBool занимают по одному байту каждый, Bool и WordBool - по 2 байта, LongBool - 4 байта. Значениями логического типа может быть одна из предварительно объявленных констант False (ложь) или True (истина).

    Поскольку логический тип относится к порядковым типам, его можно использовать в операторе цикла счетного типа. В Delphi 32 для Boolean значение

    Ord (True) = +1, в то время как для других типов (Bool, WordBool и т.д.)

    Ord (True) = -1, поэтому такого рода операторы следует использовать с осторожностью! Например, для версии Delphi 6 исполняемый оператор showMessage (" --- ") в следующем цикле for не будет выполнен ни разу:

    for L:= False to True do

    ShowMessage ("--);

    Если заменить тип параметра цикла L в предыдущем примере на Boolean , цикл будет работать и сообщение дважды появится на экране. [Для Delphi версии 1 и 2 ord (True) =+1 для любого логического типа.]

    Символьный тип . Значениями символьного типа является множество всех символов ПК. Каждому символу приписывается целое число в диапазоне 0...255. Это число служит кодом внутреннего представления символа, его возвращает функция ord.

    Для кодировки в Windows используется код ANSI (назван по имени American National Standard Institute - американского института стандартизации, предложившего этот код). Первая половина символов ПК с кодами 0... 127 соответствует таблице 1.3. Вторая половина символов с кодами 128...255 меняется для различных шрифтов. Стандартные Windows-шрифты Arial Cyr, Courier New Cyr и Times New Roman для представления символов кириллицы (без букв “ё” и “Ё”) используют последние 64 кода (от 192 до 256): “А”... “Я” кодируются значениями 192..223, “а”... “я” - 224...255. Символы “Ё” и “ё” имеют соответственно коды 168 и 184.

    Таблица 1.3 - Кодировка символов в соответствии со стандартом ANSI

    Код Символ Код. Символ Код. Символ Код Символ
    0 NUL 32 BL 64 @ 96 "
    1 ЗОН 33 ! 65 А 97 а
    2 STX 34 66 В 98 b
    3 ЕТХ 35 # 67 С 99 с
    4 EOT 36 $ 68 D 100 d
    5 ENQ 37 % 69 Е 101 е
    6 ACK 38 & 70 F 102 f
    7 BEL 39 " 71 G 103 д
    8" BS 40 ( 72 Н 104 h
    9 HT 41 ) 73 I 105 i
    10 LF 42 * 74 J 106 j
    11 VT 43 + 75 К 107 k
    12 FF 44 F 76 L 108 1
    13 CR 45 - 77 М 109 m
    14 SO 46 78 N 110 n
    15 SI 47 / 79 0 111 о
    16 DEL 48 0 80 Р 112 P
    17 DC1 49 1 81 Q 113 q
    18 DC2 50 2 82 R 114 r
    19 DC3 51 3 83 S 115 s
    20 DC 4 52 4 84 Т 116 t
    21 NAK 53 5 85 U 117 u
    22 SYN 54 6 86 V 118 v
    23 ETB 55 7 87 W 119 W
    24 CAN 56 8 88 х 120 x
    25 EM 57 9 89 Y 121 У
    26 SUB 58 : 90 Z .122 z
    27 ESC 59 ; 91 t 123 {
    28 FS 60 < 92 \ 124 1
    29 GS 61 = 93 ] 125 }
    30 RS 62 > 94 Л 126 ~
    31 US 63 F 95 127 r

    Символы с кодами 0...31 относятся к служебным кодам. Если эти коды используются в символьном тексте программы, они считаются пробелами.

    Понятие данных является одним из ключевых в программировании, да и вообще в компьютерных науках. Грубо говоря, данные в информатике это информация, находящиеся в состоянии хранении, обработки или передачи, в какой-то отрезок времени. В машинах Тьюринга информация имеет тип, а он в свою очередь, зависит от рода информации.

    Типы данных в Паскале определяют возможные значения переменных, констант, выражений и функций. Они бывают встроенными и пользовательскими. Встроенные типы изначально присутствуют в языке программирования, а пользовательские создаются программистом.

    По способу представления и обработки типы данных бывают:

    • простые
    • структурированные
    • указатели
    • объекты
    • процедуры

    В этой статье будут рассмотрены лишь, наиболее простые типы данных, так как на начальных этапах обучения, вашей программе будет проще обойтись, например, без файлов и записей, чем без целочисленных или строковых переменных.

    Целочисленный тип

    Сюда входят несколько целочисленных типов, которые различаются диапазоном значений, количеством байт отведённых для их хранения и словом, с помощью которого объявляется тип.

    Тип Диапазон Размер в байтах
    shortint -128…127 1
    integer -32 768…32 767 2
    longint -2 147 483 648…2 147 483 647 4
    byte 0…255 1
    word 0…65 535 2

    Объявить целочисленную переменную можно в разделе Var, например:

    Над переменными этой категории можно выполнять все арифметические и логические операции за исключением деления (/), для него нужен вещественный тип. Также могут быть применены некоторые стандартные функции и процедуры.

    Вещественный тип

    В Паскале бывают следующие вещественные типы данных:

    Тип Диапазон Память, байт Количество цифр
    Real 2.9e-39 … 1.7e38 6 11-12
    Single 1.5e-45 … 3.4e38 4 7-8
    Double 5.0e-324 …1.7e308 8 15-16
    Extended 3.4e-4932 … 1.1e493 10 19-20
    Comp -9.2e63 … (9.2e63)-1 8 19-20

    Над ними может быть выполнено большее количество операций и функций, чем над целыми. Например, эти функции возвращают вещественный результат:

    sin(x) – синус;

    cos(x) – косинус;

    arctan(x) – арктангенс;

    ln(x) – натуральный логарифм;

    sqrt(x) – квадратный корень;

    exp(x) – экспонента;

    Логический тип

    Переменная, имеющая логический тип данных может принимать всего два значения: true (истина) и false (ложь). Здесь истине соответствует значение 1, а ложь тождественная нулю. Объявить булеву переменную можно так:

    Над данными этого типа могут выполняться операции сравнения и логические операции: not , and, or, xor.

    Символьный тип

    Символьный тип данных – это совокупность символов, используемых в том или ином компьютере. Переменная данного типа принимает значение одного из этих символов, занимает в памяти компьютера 1 байт. Слово Char определяет величину данного типа. Существует несколько способов записать символьную переменную (или константу):

    1. как одиночный символ, заключенный в апострофы: ‘W’, ‘V’, ‘п’;
    2. указав код символа, значение которого должно находиться в диапазоне от 0 до 255.
    3. при помощи конструкции ^K, где K – код управляющего символа. Значение K должно быть на 64 больше кода соответствующего управляющего символа.

    К величинам символьного типа данных применимы операции отношения и следующие функции:

    Succ(x) - возвращает следующий символ;

    Pred(x) - возвращает предыдущий символ;

    Ord(x) - возвращает значение кода символа;

    Chr(x) - возвращает значение символа по его коду;

    UpCase(x) - переводит литеры из интервала ‘a’..’z’ в верхний регистр.

    Для плодотворной работы с символьным типом рекомендую пользоваться .

    Строковый тип

    Строка в Паскале представляет собой последовательность символов заключенных в апострофы, и обозначается словом String . Число символов (длина строки) должно не превышать 255. Если длину строки не указывать, то она автоматически определиться в 255 символов. Общий вид объявления строковой переменной выглядит так:

    Var <имя_переменной>: string[<длина строки>];

    Каждый символ в строке имеет свой индекс (номер). Индекс первого байта – 0, но в нем храниться не первый символ, а длина всей строки, из чего следует, что переменная этого типа будет занимать на 1 байт больше числа переменных в ней. Номер первого символа – 1, например, если мы имеем строку S=‘stroka’, то S=s;. В одном из следующих уроков строковый тип данных будет рассмотрен подробнее.

    Перечисляемый тип данных

    Перечисляемый тип данных представляет собой некоторое ограниченное количество идентификаторов. Эти идентификаторы заключаются в круглые скобки, и отделяются друг от друга запятыми.

    Type Day=(Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday, Sunday);

    Переменная A может принимать лишь значения определенные в разделе Type. Также можно объявить переменную перечисляемого типа в разделе Var:

    Var A: (Monday, Tuesday);

    К данному типу применимы операции отношения, при этом заранее определенно, что Monday

    Интервальный тип данных

    Когда необходимо задать какой то диапазон значений, то в таких ситуациях применяется интервальный тип данных. Для объявления используется конструкция m..n , где m – минимальное (начальное) значение, а n – максимально (конечное); здесь m и n являются константами, которые могут быть целого, символьного, перечисляемого или логического типа. Описываться величины интервального типа могут как в разделе типов, так и в разделе описания переменных.

    Общий вид:

    TYPE <имя_типа> = <мин. значение>..<макс. значение>;

    При описании переменной необходимо указать ее тип. Тип переменной описывает набор значений, которые она может принимать, и действия, которые могут быть над ней выполнены. Описание типа определяет идентификатор, который обозначает тип.

    Простые типы делятся на стандартные (порядковые) и перечисляемые (ограниченные).

    Стандартные типы

    Турбо-Паскаль имеет четыре встроенных стандартных типа: integer (целое), real (вещественное), boolean (логический) и char (символьный).

    Целочисленный тип (integer)

    В Турбо-Паскале имеется пять встроенных целочисленных типов: shortint (короткое целое), integer (целое), longint (длинное целое), byte (длиной в байт) и word (длиной в слово). Каждый тип обозначает определенное подмножество целых чисел, как это показано в следующей Таблице.

    Встроенные целочисленные типы.

    Диапазон

    Формат

    8 битов со знаком

    16 битов со знаком

    2147483648 +2147483647

    32 бита со знаком

    8 битов без знака

    16 битов без знака

    Арифметические действия над операндами целочисленного типа осуществляются в соответствии со следующими правилами:

    1. Тип целой константы представляет собой встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим значение этой целой константы.
    2. В случае бинарной операции (операции, использующей два операнда), оба операнда преобразуются к их общему типу перед тем, как над ними совершается действие. Общим типом является встроенный целочисленный тип с наименьшим диапазоном, включающим все возможные значения обоих типов. Например, общим типом для целого и целого длиной в байт является целое, а общим типом для целого и целого длиной в слово является длинное целое. Действие выполняется в соответствии с точностью общего типа и типом результата является общий тип.
    3. Выражение справа в операторе присваивания вычисляется независимо от размера переменной слева.

    Операции совершаемые над целыми числами:

    “+” - сложение

    “-“ - вычитание

    “*” - умножение

    SQR - возведение в квадрат

    DIV - после деления отбрасывает дробную часть

    MOD - получение целого остатка после деления

    ABS - модуль числа

    RANDOM(X)-получение случайного числа от 0 до Х

    А:=100 ; b:=60 ; a DIV b результат - 1 а MOD b результат - 40

    Описываются переменные целого типа следующим образом:

    var список переменных: тип;

    Например: var а,р,n:integer;

    Вещественный тип(real)

    К вещественному типу относится подмножество вещественных чисел, которые могут быть представлены в формате с плавающей запятой с фиксированным числом цифр. Запись значения в формате с плавающей запятой обычно включает три значения - m, b и e - таким образом, что m*b е, где b всегда равен 10, а m и e являются целочисленными значениями в диапазоне вещественного типа. Эти значения m и e далее определяют диапазон и точность вещественного типа.

    Имеется пять видов вещественных типов: real, singlе, duble, exnende, comp. Вещественные типы различаются диапазоном и точностью связанных с ними значений

    Диапазон и десятичные цифры для вещественных типов

    Диапазон

    Цифры

    2.9x10Е-39 до 1.7x10Е 38

    1.5x10Е-45 до 3.4x10Е 38

    5.0x10Е-324 до 1.7x10Е 308

    3.4x10Е-493 до 1.1x10Е 403

    2Е 63 до 2Е 63

    Операции совершаемые над вещественными числами:

    • Все операции допустимые для целых чисел.
    • SQRT(x)-корень квадратный из числа х.
    • SIN(X), COS(X), ARCTAN(X).
    • LN(X)-натуральный логарифм.
    • EXP(X)-экспонента Х (е х).
    • EXP(X*LN(A))-возведение в степень (А х).
    • Функции преобразования типов:
      • TRUNC(X)-отбрасывает дробную часть;
      • ROUND(X)-округление.
    • Некоторые правила арифметических операций:
      • Если в арифметическом действии встречаются числа типа real и integer, то результат будет иметь тип real.
      • Все составные части выражения записываются в одну строку.
      • Используются только круглые скобки.
      • Нельзя подряд ставить два арифметических знака.

    Описываются переменные вещественного типа следующим образом:

    var список переменных: тип;

    Например:

    var d,g,k:real ;

    Символьный тип(char)

    K типу char относится любой символ заключенный в апострофы. Для представления апострофа как символьную переменную, надо заключить его в апостроф:’’’’.

    Каждый символ имеет свой код и номер. Порядковые номера цифр 0,1..9 упорядочены по возрастанию. Порядковые номера букв также упорядочены по возрастанию, но не обязательно следуют друг за другом.

    К символьным данным применимы знаки сравнения:

    > , < , >=, <=, <> .

    Например: ‘A’ < ‘W’

    Функции, которые применимы к символьным переменным:

    1. ORD(X) - определяет порядковый номер символа Х. ord (‘a’) =97 ;
    2. CHR(X) - определяет символ по номеру. chr (97 ) =’a’;
    3. PRED(X) - выдает символ, стоящий перед символом Х. pred (‘B’) =’A’;
    4. SUCC(X) - выдает символ, следующий после символа Х. succ (‘A’) =’B’;

    Перечислимый тип

    Перечислимый тип данных назван так потому, что задается в виде перечисления констант в строго определенном порядке и в строго определенном количестве. Перечислимый тип состоит из списка констант. Переменные этого типа могут принимать значение любой из этих констант. Описание перечислимого типа имеет вид:

    Type <имя типа>=(список констант) ; Var <имя переменной>:<имя типа>;

    где <список констант> - это особый вид констант, задаваемых через запятую и имеющих свой порядковый номер, начиная с 0.

    Например:

    type направление=(север, юг, запад, восток) ; месяц=(июнь,июль,август,январь) ; емкость=(ведро,бочка,канистра,бак) ; var поворот:направление; отъезд:месяц; объем:емкость; var поворот:(свер, юг, запад, восток) ; отъезд:(июнь, июль, август, январь) ; объем:(ведро, бочка, канистра, бак) ;

    Можно выполнить такие операторы присваивания:

    Поворот:=юг; отъезд:=август; объем:=бак;

    но нельзя выполнять смешанные присваивания:

    Отъезд:=юг; объем:=август;

    К переменным перечислимого типа применимы следующие функции:

    1. ORD - порядковый номер

    2. PRED - предшествующий элемент

    3. SUCC - последующий элемент.

    PRED (бочка) =ведро; SUCC (юг) =запад; ORD (июль) =1 ;

    Переменные перечислимого типа можно сравнить, так как они упорядочены и пронумерованы. Так выражения: север < юг, июнь < январь имеют значения TRUE, а юг>запад и бак<бочка значение FАLSE.

    Ограниченный тип

    Если переменная принимает не все значения своего типа, а только в некотором диапазоне, то ее можно рассматривать как переменную ограниченного типа. Каждый ограниченный тип задается путем накладывания ограничения на базовые типы.

    Описывается так:

    TYPE <имя типа>=константа1 ..константа2

    При этом должны выполняться следующие правила:

    1. Обе ограниченные константы должны быть одного типа.
    2. В качестве базового типа можно использовать любой простой тип, кроме действительного(real).
    3. Начальные значение при определении ограниченного типа не должно быть больше конечного значения.
    type index =0 ..63 ; letter=’a’..’z’; var char1,char2:letter; a,g:index ;

    Можно описывать сразу в разделе описания переменных:

    var a,g:0 ..63 ; char1,char2:’a’..’z’.